Как правильно писать обращение в СМИ

Некоторые люди по многу раз обращаются в разные СМИ, но всегда безрезультатно. И в этом нет ничего удивительного. Ведь каждый день в средства массовой информации со всей Украины приходят сотни писем и электронных сообщений с просьбой о помощи. Однако даже при всём желании всем помочь невозможно. Поэтому журналисты и помогают лишь единицам.

Что надо сделать для того, чтобы именно ваше обращение заинтересовало соответствующих редакторов, именно с вами впоследствии связались, именно вам помогли?

Очень важно правильно составить обращение. Часто в своих обращениях люди указывают слишком много неосновной информации, а о ключевых фактах забывают упомянуть. Или говорят о них не так и не там, где следовало бы. К тому же люди зачастую даже не представляют, какие факты для журналистов будут очень важны, а какие вовсе нет. Кроме того, многие, когда обращаются за помощью к журналистам, прилагают десятки разных документов, подтверждающих их слова и правоту. Или наоборот, вообще не предоставляют никаких официальных бумаг.

Какие же именно документы на самом деле надо прилагать в подтверждение своих слов и сколько таких документов должно быть?

Ещё раз хочется обратить внимание на то, что журналисты зачастую не юристы. И разбираться в обилии ваших обращений и ответов из разных инстанций, которые вы накапливали, возможно, не один год, просто не смогут. Да и не захотят. На это просто не будет времени. Поэтому прилагать к обращению всю переписку со всеми органами не надо! Её никто читать не будет! Предоставляйте не более трёх документов, но самых важных. Например, у вас хотят отобрать дом. К обращению вы прилагаете ксерокопию права собственности (обязательно только ксерокопии, никогда не давайте оригиналов, в том числе и журналистам). Вторая копия документа, к примеру, – решение суда по вашему вопросу. Третьей копией может быть документ о том, что вы обращались в полицию и прокуратуру и они открыли уголовное производство.

Всё это – серьёзные бумаги, которые имеют вес. А документы о том, что вы, к примеру, безрезультатно обращались в приёмную Президента или что вы ветеран труда и т. д., прилагать не надо. В кипе этих бумаг журналисты не увидят главные. Потом, если вашей проблемой заинтересуются, возможно, они таки понадобятся. Но лишь потом.

Могут быть ценными, конечно, и другие документы. И именно вам надо подобрать наиболее ценные, которые и приложить к обращению. В целом это решения судов, правоустанавливающие документы и любые другие документы от официальных органов, которые доказывают вашу правоту.

Как же правильно написать письмо в СМИ, на что прежде всего обратить внимание журналистов, с чего начать такое обращение?

Тут есть несколько основных правил, как для электронных писем, так и для обычных.

  1. Письмо желательно писать не от руки, а напечатать. Так его будет удобнее читать. В некоторых случаях (к примеру, неразборчивый почерк) написанные от руки обращения даже не будут читаться.
  2. Не пишите больших писем! Длинные письма читать долго и скучно. Теряется суть. К тому же, кроме вашего обращения, есть и другие, а время на их прочтение может быть ограничено. Поэтому если ваше обращение сразу же угрожающе велико, возможно, до него так никогда и не дойдут руки и глаза. Весь текст должен занимать не более одного листа бумаги. Две печатные страницы формата А-4 – это предельный максимум! Лучше уложиться в одну. В таком письме вполне можно уместить всю важную информацию, другие подробности журналист сможет выяснить у вас уже при встрече.
  3. Суть проблемы должна быть описана в первом же абзаце обращения. Это очень важно! Уже потом вы можете рассказывать предысторию и какие-то подробности. Если вы начнёте издалека, журналисту может стать скучно и он просто не дочитает письмо до конца. Помните, информация всегда отвечает на три главных вопроса: «Что?», «Где?», «Когда?». А уж потом «При каких обстоятельствах?» и т. д.
  4. Описав суть проблемы, укажите яркие факты. К примеру: ваш обидчик – народный депутат. Или его жена – судья, а брат –прокурор. Или расскажите какой-то факт, ну прямо из ряда вон выходящий. Такого, чего журналист никогда ни от кого не слышал. Заинтересуйте его! Если у вас банальная проблема, такая же, как и у тысячи других людей, это никому не будет интересно. А вот одного яркого факта, дополняющего её, может хватить для того, чтобы именно ваше письмо выбрали из тысячи других. Журналисты подбирают себе темы именно по таким нестандартным вещам. К примеру, банальная тема: человек судится с чиновниками. Таких как он – тысячи. А вот если у него 500 выигранных судов – это уже интересно.
  5. Укажите все свои козыри. То, что свидетельствует в вашу пользу. Факты, официальные бумаги, свидетельства очевидцев, видео- и аудиозаписи.
  6. Укажите, кто, кроме вас, может что-то интересное рассказать журналистам по вашему делу. Именно рассказать на камеру. Нужен свидетель, который что-то видел: сосед или родственник, участвующий в событиях, и т. д.
  7. Коротко напишите, чего вы хотите добиться. К примеру: чтобы виновник ДТП сел в тюрьму, заплатил компенсацию и т. д.
  8. Обязательно укажите максимум своих контактов и мобильный телефон.